МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
1.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Первый человек Пань-Гу
2.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Нюйва-прародительница
4.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Владычествующий над просом
5.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Безупречный Шунь
6.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Божественный земледелец
7.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Хуан-ди
8.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Хуан-ди и железнолобые
9.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Подвиги стрелка И
10.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Гунь и Юй победители потопа
11.МИФЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ: Мэн Цзян
Китайская культура, пожалуй, одна из древнейших в мире, а мифы и легенды – это то, с чего она начиналась. О народных героях слагались легенды и передавались из уст в уста, они же стали персонажами первых письменных произведений, шедевров изобразительного искусства, нашли отражение в религии.
Основы мифологии
Мифология – это целый раздел науки, который изучает различные легенды, мифы, предания, повествующие о народных героях, богах, духах, объясняющие видение мира, вопросы сотворения Вселенной и появления многих явлений. Китайская взяла свое начало еще в 3-2 тысячелетии до нашей эры, когда на территории между знаменитыми реками Хуанхэ и Янцзы появилась цивилизация.
Китай долгое время оставался обособленным, жил в некоторой изоляции от остального мира, а потому сумел сохранить свою самобытность, колоритность. Так, к примеру, если древнегреческие или древнеримские боги нам известны как невероятные красавцы, то древнекитайские едва ли похожи на них: они яркие, красочные, разнообразные и часто вовсе не похожи на людей, зато обладают недюжинной силой, сверхъестественными способностями и мощной энергетикой.
В целом мифология Поднебесной неоднородна, она обладает неким синкретизмом: здесь соединились мифы древности, даосизма, буддизма, конфуцианства, более поздний фольклор. Кроме религиозных течений, на ее становлении сказались реальные исторические личности, тотемные представления местных жителей, а также многочисленные философские трактаты.
Последние, сохранившиеся в виде фрагментов, позволяют собрать воедино различные мифы и составить общее представление. К ним можно отнести следующие произведения (все даты указаны до нашей эры):
- «Шу цзин», или «Историческая книга», период с XIV по XI века.
- «И цзин», она же «Книга перемен», рубеж VIII и VII столетий.
- «Чжуан цзы», IV век.
- «Ле цзы», промежуток между IV веком до нашей эры и IV веком нашей эры.
- «Шань хай цзин», что переводится как «Книга гор и морей», с IV по II столетия.
- Многочисленные произведения и стихи поэта Цюй Юаня, IV столетие.
- «Хуайнань-цзы», относящийся ко II столетию.
- Трактат философа Ван Чуна под названием «Критические суждения», I столетие.
Одной из главных отличительных черт местной мифологии можно назвать так называемую эвгемеризацию. Иными словами, часто персонажи мифов являлись реальными людьми, которые умерли и вошли в историю как некие божества, их истории искажались, приобретали мифические черты.
Чаще всего так случалось с правителями, царями, императорами, а также с высокопоставленными чиновниками и доблестными воинами. В таком случае божества обретали облик человека. Из-за этого довольно часто бывает сложно провести границу между реальными историческими событиями и выдуманными.
Нередко божественные существа имели образ различных животных. Также, по китайским поверьям, многие явления природы, а еще холмы, реки, горы имели своих духов.
Сотворение Вселенной
Один из базовых мифов повествует о появлении мира. Он известен под названием «миф о хаосе», или по-китайски – «хунь дунь».
Это предание утверждает, что раньше не было ничего, кроме пустоты, абсолютной темноты и хаоса, где бродили неопределенные образы, словно сросшиеся картины. Не существовало небес, земли, воды. Об этом свидетельствует также трактат «Хуайнань-цзы».
Затем возникла вода, а точнее – водный хаос, из которого позже появились два существа божественной природы, два древних бога – Пань-гу и Нюй-ва. Это событие стало началом мира, именно тогда земля и небо разделились.
(Многие исследователи утверждают, что изначально Пань-гу и Нюй-ва были героями легенд разных народностей — Пань-гу зародился на южных землях, а Нюй-ва – на юго-востоке Древнего Китая или на юго-западе современной провинции Сычуань.)
Пань-гу был могучим существом и первопредком всего на земле. По мере того, как рос он сам, небеса и земля все больше отделялись друг от друга, а также появлялись природные явления и объекты.
Пань-гу вдыхал – и появлялись ветер с дождем, он выдыхал – разверзались небеса с громом и молнией. Он раскрывал глаза – наступало утро, закрывал – приходила ночь. Когда через несколько тысячелетий колосс умер, его голова, колени и локти стали 5 священными системами гор, волосы – всей земной растительностью, а насекомые и паразиты на его теле – людьми.
И если Пань-гу не был непосредственным творцом, ведь изменение мира происходило вместе с его ростом, неосознанно, то другое существо, богиня Нюй-ва, была демиургом – творцом. Она была наделена лицом женщины, но нижняя часть туловища изображалась змеиной или драконьей.
Считается, именно Нюй-ва сотворила все вокруг, а позже избавила мир от потопа. Людей она создавала из горных пород и глины. А когда вследствие жестокого сражения богов небосвод частично обвалился, она самостоятельно починила его: оторвала все четыре лапы гигантской черепахи и подперла ими небо
Еще один персонаж древнекитайского мифа – Фуси. Он имеет облик одновременно птицы и человека. Фуси обучил древние племена важным занятиям: охотиться, готовить мясную добычу, заниматься рыболовством, изготавливать сети и другие рыболовные снасти.
Одна из легенд сводит Нюй-ву и Фуси вместе, в результате чего они создают крепкую семью. С тех пор, помимо прочего, Нюй-ва стала покровительницей семьи, брака и женитьбы.
Главные мифические животные
Главный герой легенд Поднебесной – это, конечно же, дракон. Археологи поднимают из-под земли массу древних артефактов, на которых можно увидеть этого мифического зверя. Впрочем, его изображения и сегодня встречаются повсеместно: на фасадах домов, в виде барельефов на храмах, как небольшие домашние статуэтки, на картинах известных китайских художников и даже на императорском одеянии.
Фольклор тоже содержит в себе множество поговорок о драконах. Такая любовь к этим животным неудивительна – они несут в себе огромное количество символов, олицетворяя:
- могущество стихии;
- добродетель;
- благополучную и богатую жизнь;
- согласие, мир;
- императорскую власть;
- небеса.
Древние китайцы обладали верой в то, что драконы наделены особой магией и вобрали в себя все качества остальных животных. По поверьям, они могли спускаться на землю, но предпочитали взмывать на небо и погружаться в реки, озера и море. Умея лавировать между небом и землей, они были проводниками между двумя мирами – человеческим и божественным.
Что еще удивительнее, императорская власть считалась данной небесами, дарованной именно посланниками-драконами. А потому правители являлись родственниками драконов.
Миф о драконьей матери
Легенда рассказывает историю матери драконов, или по-китайски – Лун Му («лун» переводится как «дракон», «му» – «мать»). Жила-была обычная земная женщина. Как-то раз у речного берега она заметила крупный белый камень.
Присмотревшись, она поняла, что перед ней яйцо. Она взяла его с собой домой, где яйцо согрелось, и оттуда вылупилось пять небольших ящероподобных змей. Женщина решила, что сама вырастит этих существ.
Шло время, ящерицы выросли в больших драконов, а она все так же заботилась о них, кормила, отдавала все лучшее, хотя сама жила в бедности. Когда драконы подросли, они стали тоже заботиться о земной матери, всячески помогать ей. Тем самым драконы стали олицетворением сыновней любви и уважения, а женщина – материнской заботы.
Ее пятеро сыновей оказались духами воды, умевшими укорять стихию и изменять погоду. В один очень засушливый год все крестьяне страдали от неурожая, и по просьбе матери сыновья посылали с небес дождь. Именно тогда местные жители нарекли женщину Лун Му.
Когда она умерла, животные превратились в людей и похоронили ее. Сегодня нередко в Поднебесной можно встретить храмы, возведенные в честь Лун Му.
Виды лунов
Драконы в Поднебесной почитаются настолько, что их насчитывается более ста видов. Кроме того, существует несколько их классификаций.
Первая разделяет их по цветам, причем драконы определенного цвета отвечают за конкретную часть света:
- Цинлун – лазурный, отвечает за восточный сектор, обладает состраданием.
- Чжулун – красный, охраняет южную сторону, покровительствует водоемам, а также семейным узам, рождению детей.
- Байлун – белоснежный, несет ответственность за западное направление и наделен честностью и добродетелью.
- Хуанлун – золотистый, ему можно адресовать просьбы о прощении, мольбы, которые он передаст богам.
- Сюаньлун – черный, хранитель северной части, обитающий в волшебных водоемах.
Кроме того, существует четыре главных луна:
- Шаньлун – управляет стихией, ветрами, грозой, молниями и громом. Предстает в образе существа с человеческим лицом, телом дракона и огромным животом. И хотя Шаньлун почти не летает, он может возноситься на небеса и плыть по ним, часто сливаясь из-за похожего цвета. Крестьяне и обычные люди стараются его не гневать, так как он способен наслать затяжные ливни или, наоборот, засуху.
- Тяньлун – охранитель неба и спокойствия богов, обладает туловищем белого или лазурного цвета, с крыльями изображается редко. Его главная отличительная черта – пять пальцев на лапах, в то время как у остальных представителей драконьих – по три или четыре.
- Фицанлун – хранитель драгоценностей, спрятанных под землей. Он живет в подземных пещерах и обладает особенной мудростью, о чем свидетельствует жемчужное украшение в нижней части лица.
- Дилун – отвечает за водную стихию, все водоемы и глубокие реки, а также за урожайность. Сам он обитает под водой, на глубине, в невероятной красоты дворцовых комплексах. По поверью, когда кто-то туда попадает, он получает подарки от Дилуна и возвращается домой.
Мифы о людях
Как мы уже знаем, одна из главных черт мифологии Китая заключается в том, что легендами может обрасти реальный человек, существовавший в истории, – будь то император, член его окружения, полководец или ученый. Со временем он наделяется сверхъестественными способностями, становится героем удивительных событий или полубогом – и уже сложно определить, где реальность, а где миф.
Расскажем об интереснейших подобных персонажах:
- Шей Нун – человек, первым начавший возделывать землю. Он начал почитать землю как божественную природу, которая дает урожай и не дает людям умереть с голоду. Шей Нун к тому же показал другим, как и где правильно устанавливать колодцы, собирать и принимать лекарственные травы, заниматься бартером.
- Хуан Ди – «желтый император», наделенный недюжинной силой и могуществом. Он отлично проявил себя в стрельбе из лука, сражениях и в ремесле. Он изобрел топор, лук, стрелы и многое другое, но главное его изобретение – колесница.
- Юй – человек, который долгих тринадцать лет усмирял потоп. Он представал в образе человеко-дракона и был предназначен для спасения других. Согласно легенде, он был правителем из несуществующего рода Ся.
- Суй Жэнь – мужчина, который смог добыть огонь, усмирить его и научить людей его применять в быту.
- Хоу И – выдающийся лучник, отцом которого является сам верховный бог. Он выигрывал множество сражений с различными демонами. Одно из самых интересных преданий рассказывает, что однажды во вселенной появилось десять солнц, и они начали сжигать своим светом все вокруг. Тогда герой выстрелил в девять из них, уничтожив таким образом демонов, превратившихся в светила.
- Жун Чен – волшебник, который придумал календарь. Мифы говорят, что он прибывает на землю каждые тысячу десять лет. Также он способен даровать молодость: убирать морщины, восстанавливать кожу, зубы и волосы, придавать телу вновь легкость, ловкость, силу.
Священные животные
Китайцы в ранг особенно священных относят четырех животных, из которых только одно существует в действительности. Каждый из них имеет собственный цвет, охраняет одну из четырех сторон света и обладает определенную зону ответственности.
- Дракон, он же Цинлун – как правило, изображается зеленым, так как считается олицетворением весенних дней. Отвечает за восток и способен защищать от злых сил, приносить счастье, удачное разрешение дел и победу в сражениях – именно поэтому его часто рисуют на флагах, а также на входной двери в дом.
- Тигр, или Байху – белого цвета, он стережет западную сторону, а также царство умерших, и не пускает туда живых. Его нередко изображают на погребальных памятниках.
- Феникс – мифическая птица с шейкой лебедя, орлиными глазами, туловищем рептилии. Она покровительствует южному направлению. Умирая и вновь рождаясь, Феникс олицетворяет гармонию и непрерывный жизненный цикл.
- Сюаньу – большая черепаха, на спине которой лежит змея. Она охраняет северные границы, а еще водную стихию и силу ветра.
(Существует еще один вид китайского тигра, именуемый Зуву. Он, подобно Байху, имеет белый окрас либо же выкрашен в пять разных цветов. Его могучий хвост намного длиннее туловища, а в день он способен преодолевать невероятные расстояния. Любопытно, что Зуву появляется в фильме «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда».)
Но список легендарных животных на этом не заканчивается. Так, к примеру, древняя народность иньцы очень почитала ласточек, а выдуманная птица фэнхуан символизировала власть императрицы.
В фольклоре Поднебесной известен роман «Путешествие на Запад», где главным героем произведения выступает Сунь Укун – король обезьян. К слову, в этом романе довольно подробно описаны демоны, феи, духи – как злобные, так и добродетельные. Воззрения, описанные в произведении, были близки многим китайцам того времени.
Не стоит обходить стороной обитателей водоемов – рыб и лягушек. Самая уважаемая рыба в Китае – карп, символизирующий стойкость, целеустремленность и движение вперед, так как они могут выживать не только в чистой речке, но и в грязном пруду. Лягушка же связана с водой, предсказанием погоды, а также с богатством, изобилием и теплом семейного очага.
Позже появился восточный гороскоп, который в действительности является китайским. Каждому году 12-летнего цикла соответствует определенное животное из списка самых почитаемых. Среди них – крыса, тигр, собака, дракон, змея, свинья, обезьяна и другие.
(Однако не только животные в Поднебесной могут быть священными, но и растения. Так, например, у китайцев существует мифологический волшебный гриб, который носит название чжи.)
Отрицательные персонажи
Как и в любой культуре, в китайской не обошлось без злых сил, и существует постоянное противостояние божеств и демонов. Можно выделить несколько злодеев:
- Чжун Куй – главный демон, можно сказать, предок остальных злых духов. Изображался он весьма необычно – в образе алой дубинки с острым навершением. Он судит души усопших. Его изображение нередко вешают над входом и выходом, а также используют в различных обрядах магии.
- (Китайцы называют царство мертвых, то есть ад, словом «диюй». По одному из преданий, в первом холле висит так называемый Нецзинтай, то есть «зеркало зла», где души могут наглядно увидеть свои грехи.)
- Яньван – правитель в царстве мертвых, вершащий суд над усопшими и назначающий наказания. После приговора душа отправлялась к одному из 10 судей: 8 из них исполняли приговор, а 2 распределяли души по новым воплощениям.
- Чжан Тяньши – повелитель всех злодеев и бесов.
- Ман – змеиный король, представляющийся в драконьем обличии, имеет четыре пальца.
- Гуй – оборотни, которых не принимает земля, их души ходят неприкаянными, потому что в прошлой жизни они умерли неправедной смертью или совершили суицид.
- Сао Ян – огромные, но несообразительные людоеды. Они ловят тех, кто заблудился, но от них несложно сбежать.
- Яоугай – духи животных, с которыми плохо обращались, и теперь они хотят отомстить.
- Куцинэ – животные-оборотни. Но в Китае это не волки, как мы привыкли, а лисы. Также встречаются дикие кошки.
- Ба – дух засухи, которого очень страшились все крестьяне.
Поздняя мифология
В начале нашей эпохи, а именно во II столетии нашей эры, в Поднебесной сформировалось учение о дао, то есть пути, которое сейчас принято называть даосизмом. Постепенно он превратился не просто в философскую систему, а в своего рода религию. Что характерно, он перенял некоторые образы древней мифологии Китая и сформировал различные легенды о бессмертных, постигших дао, а также о духах и демонических личностях.
Примерно в это же время многие китайцы начали знакомиться с учением Будды. Позже, на рубеже VIII и IX столетий китайцы-буддисты стали интегрировать в свою религию китайские мифы, и таким образом персонажи, известные в буддизме, начали взаимодействовать с древнекитайскими. Таким образом, к примеру, у китайцев появились женщины-бодхисаттвы.
Кроме того, кроме буддийской и даосской культуры, стали доминировать конфуцианские устои, а также народные легенды, и все это вылилось в единую систему мифов, которая сложилась приблизительно к концу XI столетия. Особенно быстро этот процесс происходил в сельской местности, где буддийские, даосские и конфуцианские храмы находились в непосредственной близости друг от друга. В городах эта тенденция набирала обороты не так скоро, но в целом в эпоху китайского Средневековья сложился единый пантеон божеств Поднебесной, возглавляемый нефритовым императором Юй-ди, в подчинении которого находится вся Вселенная.
Мифология и искусство
В древности литература китайцев не достигла особого развития, а потому мифы нашли отражение не столько в народном литературном творчестве, сколько в авторских произведениях конкретных писателей, философов и поэтов. В Средневековье начали развиваться рассказы даосизма и легенды буддизма с поправкой на китайскую культуру.
В XII-XIII столетия на даосских и буддийских мотивах была построена музыкальная драма. Также различные мифические существа нашли отражение в живописи – их изображали на ткани, посуде, простых лубочных картинах и на фасадах. При этом главными живописными персонажами становились разного рода драконы, Нюй-ва, Фуси, а также Ма-гу – бессмертная из пантеона даосизма, спасавшая людей.
Итак, мифология Китая – как древнего, так и средневекового – наполнена невероятными легендами и разными героями. Чаще всего ими становились мифологизированные, но реальные люди, а также животные, среди которых особое место занимают драконы. Можно сказать, что на мифологии строится вся культура Поднебесной, и она играет немаловажную роль в развитии искусства, философии, мировосприятии самих китайцев.*
*Источник: Мифология Китая