МИФЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

 

 

В то время как античная мифология, оставившая свои следы в различных произведениях искусства и мифологии Востока, мифы и легенды Руси в культурном наследии славян, к сожалению, письменном виде до нас не дошли. Но зато сохранились в устном сказании.

Во время великого переселения народов, когда славяне заселили территорию Восточной и Центральной Европы. Их разделение произошло на три ветви – восточные, западные и южные. К восточным славянам относились — белорусы, русские и украинцы. К западным – поляки, словаки и чехи, а к южным – болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты и боснийцы. Но даже не смотря на их родовое разделение у славян по- прежнему оставались общие мифы и легенды, в которые они верили.

Самой известной легендой древней Руси считается миф о поединке бога грозы с демоническим созданием, победу в поединке одержал громовержец. С тех пор воплотилась традиция, в конце каждой зимы славяне сжигали чучело олицетворяющее воплощение нечистых сил. У славян его назвали Масленица, у белорусов – Ярила, а у болгар – Германа.

Мифы и легенды Руси слагались в обоготворении силам природы и соблюдении всех обычаев предков. В облике “творца молнии” славяне обожествляли бога Перуна. В их понимание бог – громовик мог править не только громом, но и всем небом (двигать облачные тучи). Но по мнению некоторых ученых этим богом также мог являться и Сварог, а все остальные боги являлись его сыновьями – Сварожичами. Это были боги солнца и огня – Даждьбог и Хорс.

ападные славяне поклонялись богу Святовиту, идол которому создали трехголовым — Триглав. В другом городе – Ретре сына Сварога называли Радегостом, а в Чехии и Польше его имя звучит как Крока (Крака). Однако все эти имена обозначали одного бога, описывающегося а сказках и преданиях. Из книг очевидным стало, что у славян существовали и другие боги – боги светлых и темных сил природы, времен года, плодородия и бесплодия, жизни и смерти.

Подобные мифические представления плотно переплетались в сознаниях славян и воссоздавались ими в легендах о загробной жизни, где души всех усопших обитали в иной стране. Эта страна называлась по разному — пеклом, раем, ирием, навьем, но имела одно значение. В ней усопших наряжали как в дальний путь, а до проведения похоронного обряда душа умершего скиталась по земле. Если обряд захоронения проводился неправильно, то душа была обречена скитаться по земле вечно. Если смерть человека наступала от утопления, то его душа вселялась в русалок, мавок, вилл. Дабы облегчить покойному переход в загробную жизнь, его было принято придавать сожжению огнем. Таким образом, славяне считали, что душа отделяется от тела намного быстрее и сразу же попадает в иной мир.

Согласно мифам и легендам Руси огонь был не просто посланником небесных богов, но и стал символом души предков под именем Рода (Чура). Эта душа становилась хранителем домашнего очага, семьи и всего рода. У балтийских же славян воссоздавались культивированные организации, представляющие собой храмы, в которых жрецы проводили соответствующие обряды.

Подтверждением мифов у славян являются разные сказания из былин, эпические герои, ритуалы, культы и множество других всевозможных доказательств, живущих в образах и символиках, сохранившихся до наших дней.

 

Мифология славян представляет собой чрезвычайно интересное и познавательное явление. Несмотря на то, что в целом ряде своих проявлений она имеет схожие черты с той же античной или скандинавской мифологией, славянская система верований представляет собой вполне уникальный комплекс знаний, преданий и легенд, касающийся всех основных вопросов мироустройства.

Мифы древних славян дошли до нас уже в сильно переработанном виде. Так как в отличие от тех же древних греков, письменность у этих народов появилась уже на излете их языческой истории. В то же время интерес представляет тот факт, что, несмотря на этническое и религиозное многообразие, славянам удалось до наших дней сохранить общие черты и представления, характерные для их далеких предков. Самым ярким примером этого является традиция сжигания чучела, символизирующая окончание зимы.

Огромный интерес представляет ранняя славянская мифология, боги в которой образовывали своеобразный пантеон, в котором можно выделить три основных уровня:

1. Высшей уровень «заселяли» те божества, от которых напрямую зависело все живое на Земле – Сварог, олицетворявший Небо, Земля и их дети – Перун, Огонь и Даждьбог;

2. На средний уровень мифы древних славян помещали тех богов, которые «отвечали» за развитие того или иного племени, а также за всю хозяйственную деятельность: Род, Чур и другие;

3. Низший уровень составляли существа, «контролировавшие» те или иные сферы окружающей среды – лешие, домовые, упыри, русалки.

Мифы древних славян основное внимание уделяли проблеме происхождения и развития мира, а также почитанию своих давно умерших и легендарных предков. Как и у большинства других народов, у славян был бог-громовержец — Перун, который у целого ряда племен олицетворял и Небо. Другие племена богом Неба считали Сварога, который номинально занимал наивысшее положение в иерархии. Одним из самых почитаемых богов был брат Сварога – Велес, основной задачей которого было охранять скот и способствовать накоплению богатств в роде и племени.

ак как мифы древних славян в основной своей массе сложились, скорее всего, еще до того, как образовались славянские племена, то они не требовали введения каких-то особых культов и обрядов, не было у наших древнейших предков и развитого жреческого сословия. На Руси первые идолы появились только под влиянием варягов и были посвящены в основном главным божествам – Перуну, Даждьбогу и Хорсу. С принятием христианства все эти истуканы были сброшены с холмов и разрушены. Главной особенностью славянской мифологии была тесная взаимосвязь реального мира с существами низшего уровня, которые обитали повсюду, то помогая людям, то мешая им. Постоянное общение с берегинями, лешими, домовыми делало повседневную жизнь более сложной и загадочной, а все необычные явления сразу находили множество толкований. Что же касается богов среднего и высшего уровня, то здесь людям оставалось лишь внимательно прислушиваться к их желаниям, безропотно выполняя их волю. Страх перед силами природы и гневом предков был так велик, что им посвящали разнообразные праздники, некоторые из которых дошли и до наших дней.

Славянская мифология, в отличие от греческой, которая уже с 7 века до нашей эры была объектом литературы, осталась неописанной. Как и другие индоевропейские народы, славяне поднялись с низшего этапа развития к высшей религии. Но о том, как это происходило, известно очень мало. То, что сейчас знают историки — это богатый мир магии и разных духов, окружавший славянина. Этот мир был основой мировоззрения славянского народа с древности и вплоть до конца язычества. Средневековые русские писатели предпочитали следовать традициям отцов древней церкви, которые высмеивали язычество античных времен. Но они не описывали его таким, какое оно было. Они обращались к слушателям, которые выполняли языческие действия, были полны соответствующих помыслов и колдовских заклинаний, которые охотно участвовали в языческих игрищах и избегали службы в церкви. По этой причине средневековые писатели в основном порицали славян. Однако в 15-17 веках историки уже перестали относиться с пренебрежением к мифам предков и начали собирать этнографические и письменные данные о богах и культе славян. К сожалению, в этих сочинениях славянская мифология сопоставлялась и сравнивалась с греко-римской. Поэтому в этих источниках достоверно говорится только об именах славянских богинь и богов. Летописи рассказывают о таких богах, как Стрибог, Перун, Хорс, Даждьбог, Семаргл, Макошь, Сварог, Велес, Род и рожаницы. Позже появились Леля и Лада. Сведений сохранилось мало, особенно о мифологии западных славян. Развиваясь, культура восточных славян и западных прошла через несколько этапов. Они верили в богов небесных светил, смерти и жизни (Марона и Жива), войны и неба, растительного царства и плодородия. Обожествлялись не только вода и солнце, но и многочисленные духи. В древнейшие времена слово как выражение обрядов и преданий понималось в тесной связи с тем, что оно выражало. Событие или верование запечатлевалось названием. Так рождалась славянская мифология, а язык становился незаменимым орудием предания.

 

Метод, который первоначально был связан со сравнением языков, в русской науке впервые был перенесен в фольклористику Буслаевым, который применил его для изучения мифологических преданий славянского народа. Он говорил: «Народ был раньше поэтом. А отдельные лица считались рассказчиками или певцами. Обряды древних славян, традиции полностью господствовали над рассказчиком, не позволяя ему выделяться. Именно в это время развивается былинный эпос. Впоследствии из него выделилась сказка. При этом народ хранит свои предания не только в сказках и былинах, но и в изречениях, пословицах, загадках, поговорках, кратких заговорах, приметах, клятвах и суевериях.» Постепенно мифологическая теория Буслаева перерастает в школу теории заимствования и сравнительной мифологии. В центре ее внимания находилась проблема создания мифа. По теории, славянская мифология была создана ариями. Существует и сравнительный метод по Афанасьеву. Он считал, что особое значение для правильного понимания славянской мифологии имеют сказки и былины (термин «былины» ввел Сахаров, до этого все эпические песни называли старинами). Богатырские былины Руси можно поставить в один ряд с героическими мифами в некоторых других системах мифологии. Разница состоит в том, что былины более историчны, так как повествуют о разных событиях, которые произошли в 11-16 веках. Наиболее известные их герои — это Микула Селянинович, Илья Муромец, Василий Буслаев, Вольга. При этом их воспринимают не только как личностей, имеющих отношение к определенной эпохе в истории, но и как родоначальников и защитников, эпических героев. Именно отсюда — их единство с природой, непобедимость и волшебная сила.

 

CКАЗКИ

АУДИОСКАЗКИ

Вернуться на Главную


 

 

Ваша оценка
[Количество голосов: 2 Средняя оценка: 5]